Поиск: 
Служба поддержки портала: (342) 233-57-37

Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения

 Обоснование    актуальности.    Настоящая   концепция    ориентируется    на   современные    достижения    отечественной    и    зарубежной    науки   о    профессиональном    образовании    как   феномене    непрерывного    профессионального    совершенствования.

В    условиях   последовательной    демократизации    страны   в    целом,    и    образования,    в    частности,    большое   значение    приобретает    задача   создания    объективных    механизмов    оценки   профессионализма    педагогов,    стимулирующих    их   профессиональное    и    личностное    саморазвитие.   

В    этой   связи    становится    очевидной   необходимость    разработки    и    внедрения    в    широкую    практику   такого    способа    предъявления    педагогических    профессиональных    достижений,    который   давал    бы    объективную    информацию    о    реальном    качестве   работы    воспитателя    ДОУ;   был    способен    фиксировать    динамику   изменения    качества    профессиональной    педагогической    деятельности.

Мировой    и    отечественный    опыт   оценивания    качества    труда   педагога    свидетельствует    о    том,    что   всем    этим    условиям   в    наибольшей    степени   удовлетворяет    такой    метод   предъявления    результативности    профессиональной    деятельности,    как   портфолио.

В    настоящем   документе    под    портфолио    понимается    рабочая    папка   материалов,    содержащая    многообразную    информацию,    которая   документирует    приобретенный    опыт   и    достижения    воспитателя    ДОУ   и    способствует    формированию    рефлексии   его    собственной    деятельности;    интегрирует    количественные    и    качественные    оценки   педагогической    деятельности.   

Основными    функциями    формирования    и    ведения    портфолио   являются:   

-      рефлексивно-оценочная,    позволяющая    изучить   и    определить    уровень   профессиональной    компетентности    и    квалификации    педагога,   раскрывающая    основания    качественного    и    объективного    анализа   собственной    педагогической    деятельности;

-      стимулирующая,   способствующая    осознанию    результативности    деятельности    педагога   и    адекватной    оценке   достижений,    составляющих    основу   дополнительного    поощрения;

-      прогностическая,    обеспечивающая    видение   перспектив    собственного    профессионального    роста,   динамику    уровня    профессиональной    компетентности,    проектирования    деятельности    по   ее    совершенствованию.

Основная    идея    портфолио    воспитателя    ДОУ   заключается    в    использовании    его   как    современной    формы   аттестации,    обеспечивающей    позитивную    профессиональную    мотивацию   и    рост,    педагогическую    рефлексию,    самопрезентацию,    объективное    оценивание    результативности    педагогической    деятельности.   

В    основу   разработки    Портфолио    положены   следующие    научные    подходы:

-      компетентностный,    предполагающий    оценку   деятельности    педагога    по   результатам    реализации    основных   профессиональных    функций    и    компетенций;

-      деятельностный,    предопределяющий    оценку   результатов    и    профессиональной    компетентности    педагогов   по    выполнению    основных   видов    деятельности:    воспитательно-образовательной,    конструктивной,    оценочной,    здоровьесберегающей    и    здоровьеформирующей,    учебно-методической,    инновационной,    социально-педагогической;

-      системный,   обеспечивающий    оценку    уровня   профессиональных    достижений    педагога   по    совокупности    экспертных    процедур:   структурный    анализ,    способствующий    выявлению   системообразующих    связей    и    отношений,    определению    внутренней    организации    Портфолио   педагога;    функциональный    анализ,   позволяющий    раскрыть    функции   Портфолио    в    целом   и    отдельных    его   компонентов).   

Основная    цель   ведения    Портфолио    –    стимулирование    роста   профессиональной    компетентности    педагогов.    Анализ   работ,    посвящённых    проблеме   педагогической    профессиональной    компетентности,    свидетельствует    о    сложности    данного   явления,    широте    и    многообразии    его   трактовок    (А.С.    Белкин,   Т.Г.    Браже,    С.Г.   Вершловский,    И.А.    Зимняя,   Н.Н.    Лобанова,    А.К.   Маркова,    С.Г.    Молчанов,   Н.В.    Немова,    С.С.   Татарченкова,    В.М.    Шепель   и    др.).

Наиболее    общепринятым    понятием   профессиональной    педагогической        компетентности    в    научной    среде   признается    качественная    характеристика    личности   специалиста    как    многофакторного    явления,   включающего:    систему    теоретических    знаний   и    способов    их   применения    в    конкретных    педагогических    ситуациях,    ценностные    ориентации    педагога,    а    также    интегративные    показатели    его   культуры    (речь,    стиль   общения,    отношение    к    себе    и    своей    деятельности,    к    смежным    областям   знания    и    др.).   Таким    образом,    под   профессиональной    педагогической    компетентностью    понимается    «совокупность    профессиональных,    личностных    качеств,   обеспечивающих    эффективную    реализацию    компетенций».    Данное   определение    легло    в    основу    оценки   профессионализма    воспитателей    ДОУ   при    разработке    Портфолио.

В    структуру   профессиональной    педагогической    компетентности    воспитателя    ДОУ   в    соответствии    с    квалификационными    характеристиками,    включаются    основные   виды    его    профессиональной    деятельности    (воспитательно-образовательная,    конструктивная    и    оценочная,    здоровьесберегающая    и    здоровьеформирующая,    учебно-методическая,    инновационная,    социально-педагогическая),    которые   нашли    отражение    в    соответствующих    разделах   Портфолио.

Компетентность    воспитателя    проявляется    в    деятельности,    сущность   которой    заключается    в    организации    воспитательно-образовательного    процесса,   направленного    на    освоение   детьми    предметного,    социокультурного    опыта   как    основы    и    условия    их   развития.    Деятельность    воспитателя    реализуется    посредством    проектировочно-прогностических,    организаторских,    методических,    диагностических,    коммуникативных,    защитных,   исследовательских,    коррекционных,    прикладных    умений   и    навыков,    оценка   которых    осуществляется    в    портфолио    посредством    самоанализа,    внутреннего    аудита   и    внешней    экспертизы.

Деятельность    педагога   является    системным    образованием    и    представляет    собой   упорядоченное    множество    взаимосвязанных    компонентов,    взаимодействие    которых   способствует    реализации    в    педагогическом    процессе   функции    содействия    развитию   личности    ребенка.    Портфолио   представляет    собой    модель   профессиональной    деятельности    педагога   ДОУ,    отражающую    целостный   воспитательно-образовательный    процесс.   

 

Основные    характеристики   

формирования    и    ведения   Портфолио

 

Обобщенная    цель    –    отслеживание    и    определение    квалификационного    уровня   и    качества    профессиональной    деятельности,    фиксация   ее    характерных    особенностей,    профессионального    роста   воспитателей    детского    сада.

Стратегическая    цель    –    конструктивное    изменение   отношения    воспитателя    ДОУ   к    собственной    педагогической    деятельности,    к    себе,    как   субъекту    профессиональной    деятельности.

Тактическая    цель    –    использование    Портфолио   воспитателя    ДОУ    как   современной    формы    аттестации    и    механизма    профессионального    саморазвития.

Задачи    создания,   формирования    и    ведения   Портфолио:   

-      определить    методологические    основания   для    создания    и    использования    Портфолио   как    формы    аттестации    воспитателя    ДОУ;

-      установить   единые    подходы    к    определению    сущности,   структуры,    параметров    оценки   деятельности    воспитателя    ДОУ   в    Портфолио;   

-      определить   процедуры    оценки    результатов    педагогической    деятельности    воспитателя    ДОУ;

-      создать   модель    способов    фиксации   достижений    воспитателей    ДОУ.

Принципы    формирования    и    ведения    Портфолио:

-      непрерывности   (постоянное    систематичное    и    последовательное    пополнение    Портфолио);

-      диагностико-прогностической    направленности    (отражение    состояния   профессионального    роста,    наличие   параметров    оценки    профессиональной    деятельности);

-      интеракции   (обеспечение    эффективной    обратной   связи    с    субъектами    образовательного    пространства);

-      научности   (обоснование    целесообразности    построения    портфолио   на    основе    компетентностного,    деятельностного    и    системного    подходов);

-      индивидуально-дифференцированной    направленности    (оценка   уровня    профессионализма    в    соответствии    с    требованиями    результативности    деятельности    воспитателя    ДОУ).

Методы    формирования    и    ведения    Портфолио:   

-      самоанализ   и    самооценка    собственной    педагогической    деятельности;

-      сравнительный   анализ    результатов    деятельности    воспитателя    (воспитательно-образовательной,    конструктивной    и    оценочной,    здоровьесберегающей    и    здоровьеформирующей,    учебно-методической,    инновационной,    социально-педагогической);   

-      сбор    документов,    подтверждающих    результативность    деятельности    воспитателя;

-      заполнение   схем-таблиц,    карт,    фиксирующих    процессуальные    и    формальные    достижения    воспитателя;

-      оформление   материалов    Портфолио,    подтверждающих    соответствие    уровня   профессионализма    воспитателя    дифференцированным    квалификационным    государственным    требованиям    в    электронном    варианте   материалов    (мультимедиа-презентации,    видеофильмы,    текстовое,    графическое    оформление    и    прочее).   

Условия    формирования    и    ведения    Портфолио

1.     Изучение    нормативных    документов    Департамента    образования    г.   Перми    по    использованию    Портфолио   воспитателя    ДОУ    как   формы    аттестации.

2.     Целенаправленное   обучение    воспитателей    и    экспертов    методике   работы    с    Портфолио   с    учетом    специфики   контингента    обучаемых    (различия   в    образовании,    опыте,   выполняемых    профессиональных    задачах,   мотивации    и    пр.).

3.     Информационно-методическое    сопровождение    и    мониторинг    реализации    Портфолио   как    формы    аттестации.

4.     Размещение    электронного    Портфолио   воспитателя    ДОУ    на   сайте    Департамента    образования    г.   Перми.

 

Структура,    содержание    Портфолио

1.     Введение

2.     Портрет    воспитателя    ДОУ

3.     Папка    профессиональных    достижений.

4.     Папка    достижений    воспитанников

5.     Папка    подтверждающих    документов.

6.     Папка    экспертных    оценок,   отзывов,    рекомендаций.

Каждый    раздел   Портфолио    наполняется    соответствующей    названию   информацией    и    материалами,    отражающими    основные   достижения    профессионально-педагогической    деятельности    воспитателя    ДОУ,   представленные    в    форме   информационно-аналитических    справок,    эссе,   документов,    подтверждающих    уровень   его    профессионализма    и    пр.    (подробное    описание   содержание    разделов    см.   в    «Положении    о    портфолио    воспитателя    дошкольного    образовательного    учреждения»).

Варианты    реализации    Портфолио

Данный    документ   предназначен    для    использования    в    процедуре    аттестации    воспитателей,    работающих    в    разных    видах   дошкольных    образовательных    учреждений,    и    является    нормативной    базой   для    оценки    уровня   профессионализма    и    результативности    деятельности    воспитателя.    Портфолио   предусматривает    дифференцированную    оценку   деятельности    воспитателя    дошкольного    образовательного    учреждения,    выраженную    в    баллах    и    соответствующую    государственным    требованиям    к    квалификационным    категориям.

Критерии    оценки    результативности    Портфолио   и    планируемые    результаты    его   применения

1.    Соответствие    современным    нормативным    документам    о    процедуре    аттестации    педагогических    работников:    федерального    уровня   –    Положение    о    порядке    аттестации    педагогических    и    руководящих    работников    государственных    и    муниципальных    образовательных    учреждений,    утвержденное    приказом   Министерства    образования    РФ   от    26.06.00.    №    1908;    Временные   требования    по    оценке   квалификации    и    уровня   профессиональной    компетентности    при   присвоении    квалификационной    категории   руководителям,    специалистам    (педагогическим    работникам)    (приложение    к    письму    Минобразования    РФ   от    29.03.2001г    №    20-52-1350/    20-5);   Разъяснения    по   применению    Положения    о    порядке    аттестации    (приложение    к    письму    Минобразования    России   и    Профсоюза    работников    народного   образования    и    науки   РФ    от    07.02.2003    №    03-8ин/22-03/11;    регионального    уровня   –    Совместное    письмо   департамента    образования    и    областного    комитета   профсоюзов    работников    народного   образования    Пермской    области   «Об    аттестации    отдельных   педагогических    и    руководящих    работников»    от   04.07.2001г.    №    21/10;   Об    утверждении    Положения   о    Главной    аттестационной    комиссии   (приказ    №    167   от    28.05.2003    г.);   Положение    о    педагоге-исследователе    в    Пермской    области   (Приложение    к    приказу   департамента    образования    от   30.05.2003    №    172);   Приказ    «О   новой    редакции    «Положения    работы   экспертной    группы»    №    234    от   21.07.2005г.;    Соглашение    между   МО    ПК    и    Пермской    краевой   территориальной    организацией    Профсоюза   работников    народного    образования    и    науки    на   2008-2010    годы    (подписано    04.09.2008);    Методические    указания   по    применению    региональных    вариативных    форм   и    процедур    при   аттестации    педагогических    и    руководящих    работников    образовательных    учреждений    (приказ   от    11.09.2008    №    СЭД-26-01-04-104).   

2.    Соответствие    результатов    апробации   разработанных    материалов    целям,   задачам    и    принципам   Портфолио    воспитателя    дошкольного    образовательного    учреждения.

3.    Целостность    оценки   профессиональной    деятельности    воспитателя    дошкольного    образовательного    учреждения.

4.    Рациональность    в    оформлении    материалов    Портфолио   (экономия    материальных    ресурсов   и    минимизация    временных   затрат).   

5.    Возможность    объективной    оценки   качества    профессиональной    деятельности    воспитателя    и    адекватной    оплаты   его    труда    педагога   в    соответствии    с    Положением    о    новой    системе   оплаты    труда    педагогических    работников    (стимулирующей    части   заработной    платы:    номер    документа,    дата);    стимулирования    профессионально-педагогической    деятельности;    использования    Портфолио   для    аттестации    воспитателей    на   вторую,    первую,    высшую   квалификационные    категории    (соответствие    требованиям,    предъявляемым    к    квалификационным    категориям).

Данный    документ   предназначен    для    дифференцированной    оценки   уровня    профессионализма    воспитателей    дошкольных    образовательных    учреждений    в    соответствии    с    государственными    требованиями    к    квалификационным    категориям    педагогических    работников.    Портфолио   оснащен    Методическими    рекомендациями,    содержащими    параметры   (показатели    и    критерии)   оценки    деятельности    воспитателя,    выраженные    в    баллах,    а    также    документы   и    материалы,    подтверждающие    соответствие    профессиональной    компетентности    воспитателя    второй,   первой,    высшей    квалификационной    категории.    Технология    использования    документа   отражена    в    Положении   о    портфолио    воспитателя    дошкольного    образовательного    учреждения    и    Методических    рекомендациях    по   работе    с    Портфолио.

Портфолио    воспитателя    ДОУ   оформляется    в    электронном    варианте   и    размещается    на   сайте    Департамента    образования    г.   Перми,    что    обеспечивает    его   доступность,    возможность    дистанционного    контакта   воспитателя    и    руководителя    образования    любого   уровня.   

Управление    электронным    Портфолио   осуществляется    руководителем,    редактором    ответственным    за   внесение    профессиональных    отметок   о    развитии    профессиональной    компетентности    воспитателя    и    правильное    использование    ответственными    лицами,   следящими    за    бесперебойным    функционированием    платформы   электронного    Портфолио    на   сайте.   

Каждый    воспитатель    при   работе    с    Портфолио   получает    личный    логин   и    пароль,    позволяющих    создать   личный    документ.   

 

Противодействие    пользователей    Портфолио   (риски,    угрозы)

Отсутствие    регулярного    доступа   к    сети    Интернет

Отсутствие    необходимого    программного    обеспечения    в    ДОУ

Отсутствие    должной   ИКТ-компетентности    воспитателя    ДОУ

Некомпетентное    представление    результатов    деятельности    воспитателя    и    воспитанников.