Поиск: 
Служба поддержки портала: (342) 233-57-37

Концепция о Портфолио руководителя образовательного учреждения

Актуальность портфолио руководителя

Актуальностьвведения портфолио как одного из механизмов оценки деятельности руководителей(директоров, заведующих) муниципальных образовательных учреждений,подведомственных департаменту образования администрации города Перми (далее –руководители МОУ) обусловлена целым комплексом социальных и профессиональныхфакторов. Демократически развивающееся российское общество все болеезаинтересовано в повышении прозрачности и объективности механизмовобщественного контроля и оценки деятельности бюджетных систем. Реализациязакона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации», становление общественно-государственныхмеханизмов управления образованием – создание органов общественного управленияобразованием на муниципальном и региональном уровнях, введение попечительских иуправляющих советов МОУ и др. – приводит к тому, что деятельность МОУоценивается не только профессиональным сообществом, но и всеми заинтересованнымив образовании социальными институтами и субъектами. Оценка деятельностируководителей МОУ в настоящее время напрямую связывается с результатамидеятельности МОУ и осуществляется не только внутри системы образования, но идругими социальными сферами. Портфолио руководителя является одним из возможныхмеханизмов фиксации социального заказа к функционированию системы образования иобъективации реальных результатов ее деятельности.

Содержание иформа портфолио руководителя как механизма оценки деятельности руководителей МОУопределяются современными подходами к определению качества профессиональнойдеятельности. Действующие ранее механизмы оценки профессионального уровняруководителей МОУ отличались рядом существенных недостатков. Эти механизмыимели узкопрофессиональную ориентацию, в рамках которой оценке подвергалисьлишь отдельные аспекты деятельности руководителя МОУ (разработка и реализацияпрограммы развития, например) и (или) отдельные профессиональные знания, уменияи навыки, а не деятельность руководителя в целом. В период отсутствиягосударственной политики и четкого общественного заказа к системе образованияпрограмма развития МОУ могла являться и являлась важным показателем качестваработы руководителя МОУ и возглавляемого им учреждения. В настоящее время этогоявно недостаточно. В рамках реализации государственной программы модернизациироссийского образования оценка профессионального уровня руководителя напрямуюсвязывается с результатами его работы.

Профессиональнаядеятельность руководителя МОУ затрагивает все основные аспекты функционированиявозглавляемого им образовательного учреждения и выражается в объективированныхпоказателях работы учреждения. Таким образом, оценка профессионального уровняруководителя должна учитывать качество образования, условия образовательногопроцесса, выполнение нормативно-правовых и финансовых требований, кадровое иметодическое обеспечение как основные аспекты деятельности руководителя ифункционирования МОУ. Портфолио руководителя МОУ представляется наиболеецелесообразным способом решения этой задачи, поскольку позволяет выявить изафиксировать объективные результаты деятельности руководителя.

 

Принципы разработки портфолио руководителя МОУ

Цель создания портфолио руководителя МОУ – формирование и закрепление внормативно-правовом поле современного стандарта оценки деятельностируководителей муниципальных образовательных учреждений на основекомпетентностного подхода и системы объективированных показателей.

Портфолио руководителя МОУ – оценка деятельности, которая включает в себястандарт (форму, критерии и процедуру) оценки деятельности руководителей.Стандарт позволяет на объективированной основе сочетать самостоятельную оценкуруководителем собственной управленческой деятельности и внешнюю экспертизу егопрофессиональной деятельности.

Согласносовременным представлениям и подходам к оценке качества образованиякомпетентность специалиста с высшим образованием, или профессиональная компетентность,понимается как готовность и способность специалиста целесообразно действовать всоответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельнорешать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности.Компетентность характеризует способность человека (специалиста) реализовыватьсвой человеческий потенциал в профессиональной деятельности.

Профессиональнаякомпетентность руководителя МОУ, т.е. управленческая компетентность,выражается в осуществлении руководителем управленческой деятельности вконкретных профессиональных условиях, в том числе в проблемных ситуациях, всоответствии с действующими профессиональными требованиями и социальныминормами. При этом уровень профессиональной компетентности современногоруководителя должен позволять ему не только выполнять функциональные обязанности,но и действовать творчески и продуктивно. Компетентность состоявшегосяруководителя может и должна оцениваться по результатам управленческойдеятельности, т.е. по конкретным объективированным управленческим достижениям.При этом управленческие знания, умения, качества личности являются лишьнеобходимыми, но недостаточными условиями для проявления управленческойкомпетентности. Современная гипердинамичная социокультурная инормативно-правовая ситуации требуют от руководителя при достижениистратегических и тактических целей и задач целого комплекса качеств, причемсостав данного комплекса меняется от одной ситуации к другой. Попытки оценитьотдельные управленческие качества вне контекста реальной управленческойдеятельности приводят к тому, что оценке подлежит не компетентность, а лишьзнания и умения, способность «правильно отвечать на вопросы теста».

Пониманиеуправленческой компетентности как качества реальной управленческой деятельностиосновано на общей методологии построения современных систем гарантии качества.Одним из принципиальных положений этой методологии является наличие ипостоянное совершенствование объективированных (опирающихся на факты)прозрачных процедур и механизмов, позволяющих всем заинтересованным субъектамоценить качество деятельности.

В основепортфолио руководителя МОУ лежат современные представления о качестведеятельности руководителя и качестве деятельности МОУ. Основная функциональнаяцель работы руководителя – создание условий для осуществления учреждениемобразовательной деятельности во всех аспектах его функционирования всоответствии с существующими требованиями и рекомендациями, повышение еекачества. В портфолио руководителя МОУ включены параметры, которые позволяют вобъективированной форме зафиксировать наиболее важные аспекты деятельностируководителя и возглавляемого им МОУ, такие как: выполнение Закона РФ «Обобразовании», качество образования, качество условий образовательного процесса,сотрудничество с социальным окружением и т. д. Параметры, критерии и показателисформированы на основе существующих федеральных, краевых, муниципальныхтребований и рекомендаций к деятельности руководителей и возглавляемых имиобразовательных учреждений.

При оценкерезультатов деятельности руководителя МОУ на основании результатов деятельностиМОУ учитывается не только абсолютное значение показателей, но и их динамика.Это обусловлено, прежде всего, тем, что каждое МОУ при общности государственныхтребований к его функционированию реализует свою деятельность в специфическихсоциокультурных и образовательных условиях. Наличие динамики результатовсвидетельствует о совершенствовании деятельности МОУ и тем самым показываетспособность руководителя развивать возглавляемое им МОУ.

Портфолиоруководителя МОУ позволяет учесть при оценке уровня профессиональнойкомпетентности руководителя и общественное мнение с помощью целого рядаобъективированных показателей общественного признания деятельностируководителя, с одной стороны, и его воздействия на состояние профессиональногосообщества и социума, с другой.

Важнымтребованием построения современных систем качества является включение вмеханизмы оценки качества деятельности процедуры самооценки. Объективация основныхуправленческих аспектов позволяет руководителю, опираясь на портфолио,проводить самостоятельную оценку своей профессиональной деятельности. Составляяпортфолио, руководитель может проанализировать результаты работы своего МОУ исобственные результаты по всем основным показателям, актуальным в настоящеевремя. При систематическом использовании портфолио руководителя МОУ можетслужить рабочим инструментом фиксации и мониторинга результатов управленческойдеятельности, объективированным основанием для их анализа.

Важным условиемоценки деятельности руководителя в форме портфолио является общественнаядоступность информации о деятельности руководителя и результатах работы МОУ,которую обеспечивает наличие информации на сайте МОУ и в других информационныхисточниках. Общественная доступность информации обеспечивает функционированиеобщественно-государственных механизмов управления образованием и возможностьучастия общества в оценке деятельности руководителя и образовательногоучреждения. В настоящее время требование открытости и доступности информацииявляется чрезвычайно актуальным и выражается в различных формах, прежде всего,в необходимости ежегодного предоставления публичного доклада руководителя ифункционировании сайта образовательного учреждения. Портфолио руководителя МОУв качестве общественно открытой формы оценки его деятельности также можетрассматриваться как важный информационный ресурс, позволяющий повыситьобщественный статус руководителя и возглавляемого им МОУ.

Таким образом,ключевая характеристика(особенность) портфолио руководителя МОУ как способа оценки деятельностируководителей состоит в заявленном подходе к пониманию профессиональнойкомпетентности и механизмов ее фиксации. Деятельность руководителя ивозглавляемого им образовательного учреждения зафиксирована в портфолио в видеобъективированных параметров, критериев и показателей качества.

 

Концептуальные принципы портфолио руководителя МОУ

Концепцияпортфолио руководителя МОУ опирается на следующие принципы.

1. Компетентностный подход (оценка по результатам работы руководителя).

Компетентностныйподход является основой оценки деятельности руководителя. В теории существуютразные толкования профессиональной компетентности, но все они включаютготовность и способность систематически реализовывать в профессиональнойдеятельности имеющиеся у человека разносторонние профессиональные знания,умения и навыки, а также необходимые для его профессиональной деятельностиличные качества. В портфолиоруководителя МОУ компетентность руководителя понимается, прежде всего, как егопрофессиональные достижения. Портфолио фиксирует результативностьпрофессиональной деятельности руководителя, т.е. что именно сделалруководитель, чего он достиг. Также портфолио фиксирует и качество полученныхрезультатов, т.е. насколько эти результаты соответствуют существующим на моментаттестации требованиям. Поэтому к профессиональной компетенции современногоруководителя относится не только выполнение им прямых должностных обязанностей,но и применяемые им способы деятельности, повышение собственнойпрофессиональной квалификации, общественное признание его работы.

2. Процессно-ориентированный подход (оценка на основе объективированныхпоказателей за конкретный временной период).

Процессно-ориентированныйподход в настоящее время является общепризнанным подходом к формированиюмеханизмов управления качеством образования, в том числе и управления качествомдеятельности образовательных учреждений. Он лежит в основе документовБолонского процесса, направленных на формирование современных систем управлениякачеством образования, таких как «Европейские стандарты качества образования ирекомендации по их достижению». Процессно-ориентированный подход подразумеваетпереход от функциональной ориентации в оценке деятельности руководителей МОУ кпроцессной ориентации. Это означает, что оценка деятельности руководителяосновывается на фиксации основных видов профессиональной деятельности,соблюдении условий ее выполнения и полученных качественных результатах,зафиксированных в объективированных показателях и существующихнормативно-правовых документах. Процессно-ориентированный подход такжеподразумевает, что оценка деятельности руководителя производится на основедеятельности, выполненной в конкретный временной период.

3. Корпоративность (ответственность за результаты работы разделяют всечлены управленческой команды).

В настоящеевремя формирование корпоративной культуры, в том числе в аспекте корпоративнойответственности за процесс и результат профессиональной деятельности, являетсяактуальной и важной задачей модернизации российской системы образования. Наформирование корпоративной культуры в течение целого ряда лет направлены усилиядепартамента образования г. Перми. Прямая взаимосвязь между оценкойдеятельности руководителя МОУ и оценкой деятельности учреждения базируется напонимании того, что эффективность деятельности руководителя МОУ напрямуюзависит от работы всей управленческой команды учреждения. Слаженная команднаяработа приводит к более высоким результатам деятельности образовательногоучреждения, повышая тем самым результативность деятельности каждого отдельногоруководителя. И наоборот, недостаточные результаты деятельностиобразовательного учреждения свидетельствуют от недостаточной эффективностиработы управленческой команды и, соответственно, каждого конкретногоруководителя. Принцип корпоративности проявляется, прежде всего, в том, чтозаместители руководителей МОУ предоставляют требуемые сведения по результатам работыобразовательного учреждения в целом, а не только по тому конкретномунаправлению, которое они возглавляют. Таким образом, результаты работы всейуправленческой команды МОУ сказываются на результатах оценки деятельностиконкретного руководителя МОУ.

4. Общественная открытость (представляемые в портфолио данные в основномявляются открытыми для потребителей образовательных услуг и общества в целом).

Открытость деятельности образовательногоучреждения и его руководителей для общества является важнейшей задачеймодернизации российской системы образования и демократизации российскогообщества. Форма и процедура заполнения портфолио руководителя отражаютнеобходимость дальнейшего расширения механизмов общественно-государственногоуправления образованием, в том числе общественной доступности информации орезультатах деятельности образовательного учреждения и его руководителей.Портфолио руководителя направлено на обеспечение прозрачности процесса ирезультатов деятельности руководителя для общества и государства, котораяпонимается как объективность, исчерпывающая полнота, доступность информации одеятельности образовательного учреждения и его руководителей, имеющаясоответствующее нормативно-правовое подкрепление. Способность и готовностьруководителей образовательного учреждения быть подотчетными обществу, преждевсего, потребителям образовательных услуг, и профессиональному сообществу такжеявляется важнейшим показателем их профессиональной компетентности иобщественного статуса.

 

Структура портфолио руководителя МОУ

Портфолиоруководителя состоит из 4 разделов. Каждый раздел включает в себя рядпараметров, критериев и показателей, характеризующих качество деятельности ипрофессиональную компетентность руководителя по данному разделу, а такженеобходимые подтверждающие сведения.

Первый раздел «Результаты деятельности образовательного учреждения» фиксируетосновные результаты деятельности МОУ за последние 3-5 лет: качествообразования, количество образовательных услуг, условия образовательногопроцесса, соответствие нормативно-правовым требованиям. Результаты фиксируютсяпо объективированным критериям и показателям. Критерии и показатели этогораздела показывают качество выполнения руководителем прямых должностныхобязанностей.

Второй раздел «Инновационная деятельность руководителя по модернизацииобразовательного учреждения» фиксирует инновационную деятельность, котораяреализуется в МОУ и непосредственно самим руководителем. Результаты такжефиксируются по объективированным критериям и показателям. Критерии и показателиэтого раздела выявляют компетентность руководителя в аспекте развития МОУ.

Третий раздел «Совершенствование профессиональной компетентностируководителя»фиксирует деятельность руководителя по повышению своей профессиональнойквалификации и трансляции имеющегося опыта. Результаты также фиксируются пообъективированным критериям и показателям. Критерии и показатели этого разделавыявляют стремление руководителя к саморазвитию.

Четвертый раздел «Общественная деятельность руководителя» фиксирует общественныйстатус руководителя, уровень признания его компетентности в профессиональномсообществе и в социальном окружении. Критерии и показатели этого раздела такженосят объективированный характер, но в отдельных показателях основываются наданных, которые считает целесообразным представить руководитель в свободнойформе. Критерии и показатели этого раздела выявляют компетентность руководителяв аспекте взаимодействия с социальными институтами.

Каждый раздел включает в себя рядпараметров, критериев и показателей, характеризующих качество деятельности ипрофессиональную компетентность руководителя по данному разделу, а такженеобходимые подтверждающие сведения. Портфолио руководителя имеет формутаблицы, состоящей из 7 колонок.

В колонке № 2 «Параметры» указаныпараметры оценки деятельности руководителя по данному разделу. В колонке № 3«Критерии» для каждого параметра определены критерии оценки. В колонке № 4«Рамочные показатели» указано количество баллов, которое можно получить поданному параметру.

В Колонке № 5 «Показатели руководителя МОУ»руководитель самостоятельно выставляет такое количество баллов, которое, по егомнению, соответствует результатам работы по данному критерию. Для определенияколичества набранных баллов по данному критерию руководитель сопоставляетсобственные показатели с рамочными показателями. Показатели рассчитываются запоследние 3-5 лет, кроме специально оговоренных случаев.

В колонку № 6 «Аргументы руководителя МОУ,подтверждающие показатели» руководитель по каждому критерию вносит необходимыесведения, указанные в колонке № 6 и расшифрованные в Методическихрекомендациях. Таким образом, руководитель самостоятельно заполняет колонки № 5и № 6.

Руководитель несет ответственность заподлинность и правильность предоставления подтверждающей информации. Поэтомуподтверждающая информация предоставляется в электронном виде со ссылкой наинформационные источники, которые позволяют проверить подлинность иправильность предоставленных сведений. Таким источником, как правило, служитсайт МОУ, на котором необходимые документы представлены в сканированномварианте или заверены иным образом.

Колонка № 7 «Показатели эксперта»предназначена только для работы эксперта. Она недоступна для просмотра ни дляруководителя, ни для общественности. Эксперт выставляет в колонку № 7 баллы,сопоставляя информацию, представленную руководителем в качестве подтверждениясвоих показателей в колонку № 6, с рамочными показателями. Эксперт выборочнопроверяет правильность и подлинность предоставленной информации. В случаепредоставления ошибочной или неправильно оформленной информации экспертвыставляет по данному критерию 0 баллов. Если в колонке № 6 руководитель покакому-либо параметру не предоставил подтверждающую информацию в требуемойформе, по данному параметру эксперт выставляет 0 баллов. В случае выявленияфакта предоставления заведомо ложной информации портфолио руководителя незасчитывается.

Если какой-либо критерий объективно неподходит для конкретного руководителя, руководитель доказательно мотивирует этообстоятельство и заносит в колонку № 5 высший рамочный балл со звездочкой. Вэтом случае эксперт проверяет информацию руководителя, соглашается либо несоглашается с мотивировками и имеет право на выставление в колонке № 7 либовысшего (при согласии), либо низшего (при несогласии) балла, при этомпромежуточные баллы не выставляются.

 

Процедура заполнения электронного портфолио руководителя МОУ

Отличительнымичертами портфолио руководителя МОУ являются:

- технологичность и объективность;

- общественная открытость процедуры.

Процедурнопортфолио руководителя МОУ представляет собой самоанализ и оценку со стороныруководителя своей профессиональной деятельности и ее результатов с последующейвнешней профессиональной экспертизой результатов работы руководителя наосновании представленных им объективированных показателей, подтвержденныхдокументами в рамках существующего нормативно-правового поля.

Необходимостьпредоставить значительный объем подтверждающей информации в некоторой степениосложняет процедуру заполнения портфолио. Однако систематическая работа спортфолио со стороны руководителя МОУ позволит комплексно и наглядно оформитьрезультаты работы ОУ и усилить общественную компоненту в деятельности МОУ засчет открытости и доступности информации о деятельности МОУ. Таким образом,если руководитель МОУ систематически оформляет свои результаты, то заполнениепортфолио не потребует в дальнейшем от руководителя существенной дополнительнойработы.

Процедура заполнения портфолио основывается на выполнении следующихусловий.

1.      Добровольноепредоставление руководителем требуемых показателей и подтверждающих их документов,которые являются общественно открытыми и находятся в свободном доступе.

2.      Оценкапредоставленных руководителем данных проводится путем закрытой профессиональнойэкспертизы и доступна только руководителю и департаменту образования.

3.      Назначениеэксперта департаментом образования. Данные эксперта закрыты для всех, в томчисле и для самого руководителя.

4.      Кассациярезультатов оценки портфолио не предусматривается.

Процедура оценки деятельности руководителя в форме портфолио включает всебя следующие этапы и механизмы.

1. Заявление отруководителя.

2. Заполнениепортфолио на сайте персонала единого портала пермского образования.

3. Проведениеэкспертизы портфолио.

4. Изданиеприказа начальника департамента о результатах заполнения портфолио.

На принятиерешения о заполнении (не заполнении) портфолио руководителю МОУ дается не более1 года с даты установления руководителю соответствия занимаемой должности аттестационнойкомиссией.

Руководитель призаполнении портфолио руководствуется Концепцией, Положением о портфолио иМетодическими рекомендациями. Методические рекомендации по заполнению портфолиоявляются приложением к Положению. После завершения заполнения портфолиоруководитель информирует об этом департамент, после чего он уже не имеет прававносить в него какие либо изменения и дополнения.

Не позднее чемчерез 10 дней после завершения заполнения портфолио руководителем МОУ,департамент образования назначает эксперта из состава экспертов группы,утвержденного приказом начальника департамента, для оценки данных, заполненныхруководителем. Каждого руководителя оценивает один эксперт. Эксперт назначаетсяконфиденциально.

Экспертувыдается персональный логин и пароль для доступа к персональным даннымруководителя. Срок деятельности эксперта по оценке данных и заполненияэкспертных полей составляет не более 1 месяца. После окончания экспертизы,эксперт информирует об окончании работы департамент образования.

После окончаниязаполнения электронного портфолио департамент образования сравнивает итоговыебаллы эксперта и руководителя (балл экспертной оценки и балл самооценки). Еслирасхождение между итоговыми баллами не превышает 15 %, балл эксперта считаетсяокончательным, о чем составляется соответствующий документ (заключение,подписанное экспертом). Если расхождение превышает 15 %, назначается второйэксперт, который производит оценку данных руководителя и заполнение экспертныхполей без учета предыдущей экспертизы. Второй эксперт производит данную работуне более чем за 2 недели. Окончательный результат экспертной оценкиопределяется как среднее арифметическое оценок обоих экспертов.

Портфолиоруководителя МОУ считается успешно заполненным, если руководитель набрал порезультатам заполнения портфолио не менее 70% от максимального количествабаллов, за исключением руководителей статусных общеобразовательных учреждений(гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов). Им необходимонабрать не менее 75% от максимального количества баллов.

После успешногопервичного заполнения портфолио руководитель имеет право через полгода получитьлогин и пароль для обновления портфолио.

Окончательнорешение об установлении размера стимулирующих выплат руководителям принимаетначальник департамента.

 

Варианты совершенствования портфолио

Риски и ограничения реализации портфолио

Предлагаемаямодель портфолио руководителя МОУ и ее электронная версия предполагаетвозможность совершенствования. Необходимость коррекции содержания портфолио иего количественного воплощения связана с тем, что в условиях динамичноразвивающейся системы, какой в настоящее время является система образования,постоянно появляются и оформляются новые стратегические ориентиры и, какследствие, меняется оценочная шкала деятельности как образовательныхучреждений, так и их руководителей.

Наиболеецелесообразная периодичность обновления структуры и содержания портфолио – 2-3года. Именно такой период делает возможным, с одной стороны, устойчивую работупортфолио как механизма оценки деятельности руководителя, с другой – позволяеторганам управления образованием гибко и оперативно реагировать на появлениеновых трендов и направлений развития.

Инициаторомпроцедуры обновления содержания и структуры портфолио руководителя МОУ являетсядепартамент образования.

Структурнопроцедура обновления содержания портфолио состоит из следующих этапов:

1) принятиерешение департаментом образования о коррекции содержания портфолио;

2) организацияоткрытого профессионального и общественного обсуждения содержания портфолио инаправлений его совершенствования;

3) сборпредложений по изменению содержания и структуры портфолио;

4) оценкавнесенных предложений городским научно-методическим советом, разработка ипринятие соответствующего экспертного заключения;

5) утверждениеизменений в структуре и содержании портфолио департаментом образования;

6)информирование педагогической общественности о внесенных изменениях.

Основным риском, возникающим при реализации портфолиоруководителя МОУ, является неприятие данной формы некоторыми руководителями.Такого рода неприятие обусловлено, прежде всего, тем, что процедура«заполнения» портфолио может показаться трудоемкой и несколько громоздкой. Это,безусловно, правильное утверждение, если рассматривать портфолио руководителяМОУ изолированно, автономно от других механизмов оценки качества образования намуниципальном уровне. Для заполнения портфолио нужно представить порядка 30документов или ссылок на сайты. Конечно же, если у руководства МОУ нет такогорода документов в текущем внутреннем и внешнем документообороте, то составлениетакого количества документов кажется трудной задачей. Между тем, основная идеяпортфолио руководителя заключается как раз в том, что значительная частьподтверждающих документов являются рабочими управленческими документами (илифрагментами таких документов) независимо от необходимости заполнения портфолио.В этом случае руководитель может просто скопировать из электронногодокументооборота образовательного учреждения необходимые документы и (или)предоставить ссылки на сайт образовательного учреждения или другой источникинформации.